Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
          Сенсорное  развитие детей дошкольного возраста
   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.   Дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно поэтому  на базе МДОУ «Детский сад «Теремок» с.Питерка прошел семинар  «Сенсорное  развитие детей дошкольного возраста» для воспитателей ДОУ Питерского района. Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» п.Опытная станция Л.В. Пахомова провела непосредственно образовательную деятельность с детьми второй младшей группы «Путешествие в весенний лес», где  малыши в игровой форме закрепили сенсорные эталоны (цвет, размер, форму, расположение в пространстве).
              Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.  Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; развивает творчество ребенка. О.И.Кирсанова, воспитатель МДОУ "Детский сад "Теремок" с. Питерка представила свой опыт в проведении кружковой работе по тестопластике с детьми средней группы "Весенний лужок". 
           Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры довольно эффективно влияют на формирование различительных сенсорных способностей. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Ведь игра стихия детей. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны. Участникам РМО была представлена обширная выставка дидактического и игрового материала по сенсорному развитию, которую изготовили воспитатели С. Н. Кунавина,  воспитатель МДОУ "Детский сад "Березка" и О.С Машенцева, воспитатель МДОУ "Детский сад "Теремок" с.Питерка. Педагоги имели возможность познакомиться с пособиями, которые могут быть полезны в работе с детьми.
             Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,  от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников проводится диагностика мелкой моторики, о которой  рассказала И.А. Верещагина, воспитатель МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с. Питерка   
          Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем. Методическое объединение проведено на высоком уровне, педагоги получили возможность пополнить свою методическую копилку новыми играми, приемами в работе по сенсорному развитию дошкольников, по проведению кружковой работы.
Т.В.Хмарина, руководитель РМО воспитателей района
Категория: Мои статьи | Добавил: teremok (22.06.2014)
Просмотров: 1278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]